Частые вопросы
Частые вопросы
Что такое ТКО?
Твёрдые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Конкретный перечень отходов, относящихся к ТКО, определён приказом Росприроднадзора РФ «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».
Зачем нужна реформа системы обращения с твердыми коммунальными отходами?
В Архангельской области, как и в целом по России, существующая система обращения с отходами представляет собой банальное складирование отходов на свалках. Около 300 тысяч тонн твердых коммунальных отходов ежегодно поступали на законные полигоны, еще столько же нелегально складировали в необорудованные для этого места. В итоге в регионе образовалось более трехсот несанкционированных свалок. Новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) предполагает переход от такого складирования к упорядоченной и контролируемой системе сбора, транспортирования, обработки, обезвреживания, утилизации и размещения отходов, созданию новых природоохранных объектов, отвечающих современным требованиям и вовлечением в переработку до 30% отходов.
Кто такой региональный оператор?
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – Региональный оператор) – это компания, ответственная за весь цикл обращения с отходами, имеющими статус «коммунальные». Теперь работать с ТКО смогут только региональные операторы. Это компании, которые в каждом регионе отобрали через конкурс сроком на 10 лет. Их обязанность — отвечать за весь цикл обращения с отходами как физических, так и юридических лиц на всей территории, на которой они выиграли конкурсы. То есть не просто собрать и вывезти мусор, но ещё обработать (отсортировать отходы), обезвредить, утилизировать и захоронить. Региональный оператор обязан заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО – физическими и юридическими лицами (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). В 2019 году Министерство природных ресурсов и ЛПК Архангельской области объявило конкурс по выбору регионального оператора. 29 октября 2019 года было подписано Соглашение об организации деятельности регоператора с ООО «ЭкоИнтегратор», срок действия Соглашения – 10 лет, начало непосредственной деятельности – с 01 января 2020 года.
Каковы функции регионального оператора по обращению с ТКО?
Региональный оператор организует процесс сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО на всей территории, на которой он выиграл конкурс. Кроме того, региональный оператор отвечает за создание на закрепленной за ним территории объектов, используемых для обращения с ТКО (межмуниципальных отходоперерабатывающих комплексов), и организацию поэтапного внедрения раздельного сбора ТКО на территории региона. Для выполнения своей работы региональный оператор привлекает и других юридических лиц, занимающихся как транспортированием, так и размещением ТКО - операторов по обращению с ТКО. Услугу регионального оператора по обращению с ТКО оплачивает собственник твёрдых коммунальных отходов: население - собственники помещений в МКД - и хозяева частных домовладений, юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Кто должен заключать договор с региональным оператором?
Услугу регионального оператора по обращению с ТКО получает и оплачивает собственник твёрдых коммунальных отходов. К собственникам ТКО относятся:
- собственники помещений в многоквартирных домах,
- собственники частных домовладений,
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить все без исключения собственники ТКО. Незаключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО. С региональным оператором договор можно заключить как через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п.), так и напрямую (прямой договор). Решение о заключении прямого договора принимают собственники помещений в МКД на общем собрании собственников или же сам региональный оператор, если у управляющей организации накопились перед ним долги по оплате за оказанную услугу за два месяца (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
- собственники помещений в многоквартирных домах,
- собственники частных домовладений,
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить все без исключения собственники ТКО. Незаключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО. С региональным оператором договор можно заключить как через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п.), так и напрямую (прямой договор). Решение о заключении прямого договора принимают собственники помещений в МКД на общем собрании собственников или же сам региональный оператор, если у управляющей организации накопились перед ним долги по оплате за оказанную услугу за два месяца (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Кто и как определяет стоимость предоставляемой региональным оператором услуги?
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за обращение с твердыми коммунальными отходами включается в плату за коммунальные услуги. При этом в соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2016 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО. Стоимость услуги регионального оператора (тариф) определяется Агентством по тарифам и ценам Архангельской области.
В какой момент появляется ответственность регионального оператора за ТКО?
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ответственность регионального оператора возникает с момента приёма ТКО путём их погрузки в мусоровоз в местах накопления ТКО.
Входит ли в обязанности регионального оператора ликвидация стихийных свалок в населенных пунктах и за их пределами?
Да, для таких случаев определен четкий порядок действий, закрепленный в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами (Постановление Правительства РФ №1156 от 12.11.2016 г.). Итак, региональный оператор обнаружил место складирования ТКО объемом больше одного кубометра на участке, не предназначенном для этих целей. В таком случае он обязан в течение 5 рабочих дней, во-первых, уведомить собственника земельного участка, муниципалитет и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированной свалки. А во-вторых, донести до собственника земельного участка информацию о необходимости ликвидации свалки в течение 30 дней с момента получения уведомления. Также собственник получит проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО. Собственнику надлежит либо самостоятельно обеспечить ликвидацию свалки, либо поручить эту работу на возмездной основе региональному оператору. Если в течение установленного срока свалка находится на прежнем месте, а собственник этого земельного участка так и не заключил договор с регоператором на оказание услуг по ее ликвидации, то региональный оператор должен свалку ликвидировать. Но в таком случае он вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Каков порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги?
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги определен разделом VII статьями 153-160 Жилищного кодекса РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 Согласно пункту 37 Правил расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Плата вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем (ст.155 Жилищного кодекса РФ).
Способы оплаты (для граждан):
– в офисе ООО «ЭкоИнтегратор» по адресу: г.Архангельск, ул.Поморская, д.45, 1 этаж. Понедельник-четверг с 09:00 до 17:00, пятница с 09:00 до 16:00 (перерыв с 13:00 до 14:00) – без комиссии (наличный/безналичный расчет)
– в личном кабинете ГИС «ЖКХ» (через кошелек «Виртуальный Мир» без комиссии)
– в банкоматах, платежных терминалах и офисах ПАО «Сбербанк»
– иных финансово-кредитных организациях (банках)
– в отделениях АО «Почта России»
– через интернет-сервис Сбербанк Онлайн и др.
Потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан: информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан ,проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня вступления таких изменений (п.148(25) Правил). Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с п.158 Правил потребитель несёт установленную законодательством Российской Федерации гражданско-правовую ответственность за невнесение или несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги, вплоть до начисления пени (часть 14 ст. 155 ЖК РФ).
Способы оплаты (для граждан):
– в офисе ООО «ЭкоИнтегратор» по адресу: г.Архангельск, ул.Поморская, д.45, 1 этаж. Понедельник-четверг с 09:00 до 17:00, пятница с 09:00 до 16:00 (перерыв с 13:00 до 14:00) – без комиссии (наличный/безналичный расчет)
– в личном кабинете ГИС «ЖКХ» (через кошелек «Виртуальный Мир» без комиссии)
– в банкоматах, платежных терминалах и офисах ПАО «Сбербанк»
– иных финансово-кредитных организациях (банках)
– в отделениях АО «Почта России»
– через интернет-сервис Сбербанк Онлайн и др.
Потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан: информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан ,проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня вступления таких изменений (п.148(25) Правил). Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с п.158 Правил потребитель несёт установленную законодательством Российской Федерации гражданско-правовую ответственность за невнесение или несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги, вплоть до начисления пени (часть 14 ст. 155 ЖК РФ).
Как заключается договор при осуществлении предпринимателем сезонной торговой деятельности?
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным как для Регионального оператора, так и для собственника ТКО.
До момента заключения договора на бумажном носителе действует форма типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами», договор заключен в публичной плоскости и применяется только норматив накопления.
Если предпринимателем осуществляется сезонная деятельность, то подтвердить сезонность можно одним из следующих способов:
• предоставить копию патента (в нем указывается период действия);
• предоставить копию договора аренды помещения, в котором будет указан период аренды, совпадающий с периодом осуществления сезонной предпринимательской деятельности.
Дополнительно можно произвести актирование сезонной предпринимательской деятельности. Для этого предпринимателю необходимо пригласить Регионального оператора для проведения обследования сезонного объекта с последующим составлением акта. Такое обследование необходимо провести в начале периода осуществления сезонной предпринимательской деятельности и в конце.
Прекращение осуществления предпринимательской деятельности подтверждается соответствующей записью в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. А прекращение деятельности торгового объекта – расторжением договора аренды помещения (в случае аренды торгового помещения), либо составлением акта с участием Регионального оператора.
До момента заключения договора на бумажном носителе действует форма типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами», договор заключен в публичной плоскости и применяется только норматив накопления.
Если предпринимателем осуществляется сезонная деятельность, то подтвердить сезонность можно одним из следующих способов:
• предоставить копию патента (в нем указывается период действия);
• предоставить копию договора аренды помещения, в котором будет указан период аренды, совпадающий с периодом осуществления сезонной предпринимательской деятельности.
Дополнительно можно произвести актирование сезонной предпринимательской деятельности. Для этого предпринимателю необходимо пригласить Регионального оператора для проведения обследования сезонного объекта с последующим составлением акта. Такое обследование необходимо провести в начале периода осуществления сезонной предпринимательской деятельности и в конце.
Прекращение осуществления предпринимательской деятельности подтверждается соответствующей записью в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. А прекращение деятельности торгового объекта – расторжением договора аренды помещения (в случае аренды торгового помещения), либо составлением акта с участием Регионального оператора.
Как выбрать способ коммерческого учета объема ТКО?
Порядок коммерческого учета объема ТКО с собственником ТКО установлен Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 (далее – Правила).
В силу пункта 5 Правил, коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
• нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
• количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Если потребитель ТКО имеет собственные емкости для накопления ТКО, то он вправе выбрать как будет осуществляться размер платы за ТКО – по нормативу или по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО. Право выбора остается за потребителем, но при этом потребитель обязан соблюсти все необходимые требования (наличие собственной контейнерной площадки, отвечающей требованиям законодательства РФ к организации мест накопления ТКО). В случае, если это не соблюдается потребителем, то начисление будет производиться расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО). Таким образом, право выбора способа коммерческого учета есть у потребителей, которые являются собственниками нежилых помещений, но только при наличии собственной контейнерной площадки, отвечающей требованиям законодательства РФ к организации мест накопления ТКО.
Согласно пункту 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, а в случае если введено раздельное накопление сортированных твердых коммунальных отходов – расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, для потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) наличие системы раздельного сбора является обязательным требованием для расчета по факту.
При каких условиях к СНТ может быть применен льготный тариф для категории «потребители, приравненные к населению»?
Согласно ст. 4 Закона Архангельской области от 16.12.2019 № 205-13-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготы в области обращения с ТКО, оснований для предоставления таких льгот и порядка компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО» (далее – Закон № 205-13-АО) право на льготы имеют население и потребители, приравненные к населению.
При этом в силу положений ст. 3 Закона № 205-13-АО:
- льготы в области обращения с ТКО – это преимущества, предоставляемые населению и потребителям, приравненным к населению, по сравнению с другими категориями потребителей, выражающиеся в предоставлении услуги региональным оператором по обращению с ТКО по льготным единым тарифам на услуги регионального оператора по обращению с ТКО;
- население – это физические лица, владеющие (пользующиеся) жилыми помещениями на законных основаниях, приобретающие коммунальную услугу по обращению с ТКО для собственных коммунально-бытовых нужд;
- потребители, приравненные к населению – это лица, приобретающие услугу регионального оператора по обращению с ТКО в целях предоставления населению коммунальной услуги по обращению с ТКО.
СНТ может признаваться исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО и вправе получить льготы в сфере обращения с ТКО на основании областного закона при выполнении двух условий:
1. Наличие в СНТ садовых домов, признанных в установленном порядке жилыми домами, поскольку только при их наличии соответствующие отношения регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
2. Заключение СНТ с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Таким образом, для применения в отношении СНТ льготного тарифа для категории «потребители, приравненные к населению» необходимо направить в адрес регионального оператора следующие документы:
- реестр членов СНТ;
- копии правоустанавливающих документов (свидетельство о праве собственности/выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество).
При этом в силу положений ст. 3 Закона № 205-13-АО:
- льготы в области обращения с ТКО – это преимущества, предоставляемые населению и потребителям, приравненным к населению, по сравнению с другими категориями потребителей, выражающиеся в предоставлении услуги региональным оператором по обращению с ТКО по льготным единым тарифам на услуги регионального оператора по обращению с ТКО;
- население – это физические лица, владеющие (пользующиеся) жилыми помещениями на законных основаниях, приобретающие коммунальную услугу по обращению с ТКО для собственных коммунально-бытовых нужд;
- потребители, приравненные к населению – это лица, приобретающие услугу регионального оператора по обращению с ТКО в целях предоставления населению коммунальной услуги по обращению с ТКО.
СНТ может признаваться исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО и вправе получить льготы в сфере обращения с ТКО на основании областного закона при выполнении двух условий:
1. Наличие в СНТ садовых домов, признанных в установленном порядке жилыми домами, поскольку только при их наличии соответствующие отношения регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
2. Заключение СНТ с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Таким образом, для применения в отношении СНТ льготного тарифа для категории «потребители, приравненные к населению» необходимо направить в адрес регионального оператора следующие документы:
- реестр членов СНТ;
- копии правоустанавливающих документов (свидетельство о праве собственности/выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество).
Как организовать контейнерную площадку?
Порядок создания мест накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) в Российской Федерации установлен постановлением правительства Российской Федерации от 31.08.2018г. № 1039 «Об утверждении Правил благоустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» (далее – Правила № 1039).
В соответствии с пунктом 2 Правил № 1039 места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Основным участником и регулятором процесса создания площадок для накопления отходов на подведомственных территориях являются органы местного самоуправления.
Обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на правообладателе (собственнике) объекта, который согласовывает создание места накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки.
Помимо создания места (площадки) ТКО, правообладатель (собственник) должен подать в орган местного самоуправления заявление на согласование места (площадки) накопления ТКО и внесения в реестр. Это необходимо для актуализации территориальной схемы обращения с ТКО, и, непосредственно, самого реестра, что в свою очередь совершенствует учет движения отходов, сбор полной информации о местах возникновения отходов, их видах, а также о количественном составе отходов, образованных на территории Архангельской области.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 1039 места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Основным участником и регулятором процесса создания площадок для накопления отходов на подведомственных территориях являются органы местного самоуправления.
Обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на правообладателе (собственнике) объекта, который согласовывает создание места накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки.
Помимо создания места (площадки) ТКО, правообладатель (собственник) должен подать в орган местного самоуправления заявление на согласование места (площадки) накопления ТКО и внесения в реестр. Это необходимо для актуализации территориальной схемы обращения с ТКО, и, непосредственно, самого реестра, что в свою очередь совершенствует учет движения отходов, сбор полной информации о местах возникновения отходов, их видах, а также о количественном составе отходов, образованных на территории Архангельской области.
Алгоритм действий ИП при прекращении деятельности и необходимости расторжения договора
Возникают ситуации, когда индивидуальный предприниматель прекратил деятельность и необходимо расторгнуть договор на вывоз ТКО с региональным оператором полностью или по конкретному объекту. Сделать это можно при предоставлении подтверждающих документов. Например:
- ИП полностью прекратил деятельность в занимаемом помещении, принадлежащем ему по праву аренды. Необходимо направить уведомление о прекращении деятельности, указать дату прекращения деятельности и предоставить документ, подтверждающий прекращение права аренды. Выписку из единого государственного реестра предоставлять в таком случае не надо, регоператор самостоятельно закажет такую выписку.
- ИП полностью прекратил деятельность в занимаемом помещении, принадлежащем ему по праву собственности. Необходимо направить уведомление о прекращении деятельности, указать дату прекращения деятельности и направить информацию о том, есть ли у данного помещения арендатор (если да – направить контактную информацию об арендаторе и копию договора). В случае, если помещение не передается в аренду, а само помещение расположено в МКД, то в соответствии с действующим законодательством собственник помещения обязан заключить договор на оказание услуги по обращению с ТКО.
- ИП, работающий по патенту. Направляет уведомление об окончании действия патента и предоставляет копию патента, либо копию уведомления Федеральной налоговой службы о прекращении действия патента.
- ИП продолжает действовать, но расторгнул договор аренды и закрыл свой объект. Необходимо направить соответствующее уведомление, указать дату прекращения деятельности по указанному объекту и направить копию соглашения о расторжении договора аренды.
- В случае, если у ИП отсутствуют перечисленные выше документы. Можно произвести актирование предпринимательской деятельности. Для этого предпринимателю необходимо пригласить регоператора для проведения обследования объекта с последующим составлением акта и фотографированием объекта.